Назад
Ортезы и ортопедические стельки для детей: как, зачем и для кого

Какую функцию выполняет стопа?

Стопа – та часть опорно-двигательной системы, которая имеет непосредственный контакт с опорной поверхностью. От стабилизации стопы зависит:

  • распределение весовой нагрузки на правую и левую половины тела в статике;
  • расположение центра тяжести – как человек удерживает равновесие и может ли вообще стоять, не раскачиваясь, не падая и не испытывая головокружения;
  • стабилизация всего тела в динамике (при ходьбе, беге и пр.);
  • мышечный контроль движения и оптимальность энергозатрат на мышечную работу.

Важное значение здесь имеет нейрологическая организация движения. Координация между различными группами мышц необходима для совершения любого движения тела. В каждом из них задействованы как минимум пять мышц. Их работа должна быть согласована: одна мышца должна вовремя напрячься, другая – расслабиться, раньше или позже. Этим процессом управляет нервная система, поэтому организация и называется нейрологической. От того, насколько будет оптимизирована работа мышц, зависит и количество общих энергозатрат на то или иное движение, и то, как человек переносит физические нагрузки в целом.

Первый контакт с точкой опоры осуществляют стопы, поэтому рецепторы, которые создают чувствительную реакцию, находятся именно на уровне стоп. Следовательно, стопа – это очень важное звено в обеспечении координационной способности двигательной сферы, фундамент нашего тела. Положение стопы определяет положение вышележащих опорных структур тела, благодаря чему формирует восходящие дисфункции опорно-двигательной системы.

С какого возраста можно говорить о плоскостопии у ребенка?

Рефлекторная дуга – это путь информации от чувствительного рецептора в центральную нервную систему на уровне спинного или головного мозга и обратно: по двигательным путям уже непосредственно к мышцам. От того, какой рецептор раздражается и с какой интенсивностью это происходит, зависит ответная двигательная реакция. Проще говоря, чтобы получить правильный двигательный ответ, нужно определенное первичное раздражение.


Термин «плоскостопие» не дает полного представления о состоянии стопы, о том, насколько она анатомически сформирована и насколько правильно выполняет свою функцию.

 Когда ребенок рождается, его стопы не приспособлены для ходьбы. Определенные кости, суставы, мышцы, сухожилия и связки уже сформированы, но не готовы к полноценной работе. Ребенок начинает ходить примерно через год после рождения. В течение первого года жизни формируются определ енные двигательные навыки, которые по своей сути являются подготовкой к тому, чтобы он смог встать на ножки, удержать равновесие тела и в итоге сделать свои первые шаги.

Естественно, что стопы ребенка сильно отличаются от стоп взрослого человека. Детские стопы не имеют полой конфигурации в виде продольных и поперечных сводов. До трех лет у ребенка не может быть «плоскостопия» по определению, плоская стопа в этом возрасте – вариант нормы. Сводчатая структура появляется примерно к трем годам, когда малыш начинает активно и разнообразно двигаться, не просто переставляя ножки, чтобы удержать баланс и подставить стопу под смещенный центр тяжести, а подпрыгивать и приземляться. Говорить о плоскостопии как диагнозе можно только к четырем-пяти годам. 

Что такое мышечно-фасциальная цепь?

мышечно-фасциальная цепьНа первый взгляд, мышцы стопы, мышцы подошвенной поверхности стопы (короткие), икроножные мышцы (длинные), мышцы задней поверхности бедра и наконец выпрямляющие мышцы от таза до затылка, – совершенно разные. По анатомической классификации и номенклатуре это отдельно взятые мышцы, независимые друг от друга. Однако когда мы принимаем вертикальное положение, все они начинают работать как одна длинная мышца, собираясь в цепь с единой функцией (именно она и называется мышечно-фасциальной). Если хоть одна мышца из этой цепи теряет тонус и активность, то разрывается и вся цепочка – и становится все труднее удерживать равновесие.

Натяжение и работа мышц стопы определяют то, насколько быстро и своевременно будет собираться вся эта цепочка.


Как работает нервно-мышечная система и как формируется движение?

На уровне центральной нервной системы выделяют несколько организационных зон. Есть так называемые примитивные центры, которые отвечают за функцию жизнеобеспечения, – в них находятся центры вегетативных функций, центры, отвечающие за сердечно-сосудистую систему, за обеспечение дыхания, за эндокринную функцию, функцию гладкой мускулатуры в теле (кишечник, легкие и т. д.). Есть центры, организованные более высоко, и есть, наконец, кора головного мозга, благодаря которой мы имеем возможность совершать сознательные действия.

В процессе эволюции и нашего взросления нервная система проходит определенные стадии развития. Вместе с нервной системой происходит развитие двигательной сферы.

Новорожденный ребенок способен дышать, непроизвольно двигаться, сосать, поворачивать голову в поиске груди и еды, отправлять физиологические потребности и подавать голосовые сигналы (крик, плач и др.). И только вместе с развитием нервной системы ребенка, по мере того как начинает формироваться связь между «этажами» нервной системы, движения усложняются и совершенствуются.

Ребенок начинает поднимать голову – это первое движение на пути к вертикализации тела. Затем он учится поворачивать голову: сначала вместе с поворотом головы разворачивается все тело, чуть позже возникает навык поворачивать голову отдельно от туловища. Это более сложный двигательный акт.

Двигательная система подстраивается под зрительный анализатор, который влияет на тонус мышц. Если вы повернули глаза направо, то тонус мышц в теле распределяется таким образом, что голова и тело тоже разворачивается вправо. Если вы смотрите вверх, разгибательная мускулатура заставляет тело распрямиться. Это называется глазодвигательной синкинезией и не контролируется человеком сознательно, а регулируется на уровне примитивного рефлекса. Таких бессознательных, автоматических движений в «двигательном арсенале» человека довольно много.

Существует несколько уровней движения, начиная от примитивного рефлекторного движения и заканчивая сложным сознательным двигательным актом. Когда вы стоите или ходите, то, конечно, не думаете о том, какую бы мышцу напрячь (за исключением некоторых ситуациях, когда человек вынужден контролировать свои движения).

Когда ребенок начинает ходить, его движения находятся на уровне определенной рефлекторной деятельности бессознательно, это является уровнем подкорки. Если в этот момент неправильно организован сбор рецепторной информации со стороны стопы, то автоматический двигательный акт на этапе, когда ребенок только учится ходить, изначально закладывается неправильно, то есть формируется двигательный автоматизм на уровне двигательной памяти, который потом очень сложно изменить. Поэтому состояние стопы в этот момент крайне важно. В этот период необходимо обеспечить качество опоры, по которой происходит обучение ребенка.

Эволюционно, анатомически и функционально наша стопа развивалась и приспосабливалась для ходьбы по пересеченной местности: земле, траве, песку. В век асфальта, бетона, твердых ровных полов городских зданий естественно, что ребенок начинает ходить именно по поверхности, которая не является естественной с точки зрения физиологии стоп, и формирование функций стопы ребенка происходит с рас етом тв ердую плоскую опору. Именно поэтому у детей замедлено формирование свода стопы – чтобы свод стопы сформировался, должна быть принципиально другая нагрузка, другое воздействие на рецепторные поля самой стопы. Таким образом, если ребенок начинает ходить по твердой плоской поверхности, у него не формируется сводчатая структура стопы.

Сводчатая структура стопы формируется благодаря тому, что есть мышечная тяга – мышцы определенным образом вытягивают кости, закрепляя правильную позицию. Чтобы мышца заработала, необходим рефлекс.

Очень важно обеспечить правильное раздражение рецепторов стопы, чтобы под воздействием этого раздражения начали сокращаться мышцы. В этих условиях мышцы будут создавать сбалансированную тягу, необходимую для правильного формирования сводов стопы. Однако воздействовать на формирование стопы, ее функцию и функцию мышц возможно и в возрасте 5-7 лет.

Основные требования к обуви

В соответствии с современной концепцией нейроортопедии существуют определенные требования к обуви и к вспомогательным приспособлениям, которые обеспечивают правильную функцию стопы.

Концепция одна, но подходы при коррекции плоскостопия у детей и взрослых различаются. Если стопа взрослого уже сформирована определенным образом, то у стоп ребенка еще нет никакой формы – ее нужно создать.

Ортезы и ортопедическая обувь для ребенка должны быть максимально мягкими и гибкими по спирали. Мышцы детской стопы слабые и не имеют возможности преодолеть сопротивление. Мягкая подошва не вызывает блокирования суставов стопы. При проверке гибкости обуви обратите внимание на то, чтобы обувь хорошо гнулась по спирали. Просто скрутите подошву и посмотрите на результат.

Помните: у ортопедической обуви есть свои показания и противопоказания. Сегодня в детских магазинах много ортопедических туфлей, ботиночек и сапог, это является своего рода модным трендом. Как правило, речь идет о максимально жесткой обуви с высокой колодкой до середины голени (фактически «испанский сапог»). Это действительно ортопедическая обувь, однако, она изначально предназначена для определенной ортопедической патологии. Такая обувь делается, как правило, строго индивидуально под определ енную деформацию (чаще врожденную).

При отсутствии патологии она просто-напросто обездвиживает голеностопный сустав, лишая человека возможности сгибать и разгибать стопы, блокируя фазу переката при шаге. Ботинок ни в коем случае не должен перекрывать голеностоп – это относится и к зимней обуви!

Как долго ребенку нужно носить ортопедические стельки?

Стопа должна формироваться под воздействием разных опорных нагрузок, без этого невозможна хорошая разнообразная адаптация. Однако большую часть времени ребенок должен проводить на правильно подобранных стельках. Возможно чередование: 1-1,5 часа в стельках, затем 1-1,5 часа — босиком без стелек, и т. д. Благодаря такому чередованию стопа будет тренироваться.

В любом случае, у ребенка должен сформироваться правильный рефлекс.


Для чего нужна ортопедическая стелька?

Ортопедическая стелька «ФормТотикс» фактически воспроизводит мягкую естественную поверхность. Наши индивидуальные стельки создаются из пористого материала, который способен гнуться в любом направлении, сохраняя свою форму, благодаря чему обеспечивается максимальный контакт поверхности стопы с опорой.

Цель использования ортезов «ФормТотикс» заключается не столько в механической поддержке, сколько в создании правильного раздражения рецепторов стопы. Наша основная задача – создать условия, при которых произойдет стимуляция мышц, и мышцы активно «подтянут» сустав и свод в правильное положение.

По материалам семинара «Ортопедическая обувь: зачем она нужна и всем ли подходит?», проведённого в рамках «Школы прикладной кинезиологии» М. А. Савиных  мануальным терапевтом, кинезиологом, специалистом Медицинской Системы ФормТотикс

ИСТОЧНИК: http://www.kinezio-center.ru/novosti/

Назад