Назад

Накануне 1 сентября родители школьников, особенно будущих первоклашек, сталкиваются с проблемой поиска правильной обуви для своих детей. При огромном количестве брендов обуви для школы найти хороший вариант зачастую очень трудно.

Выбор обуви для первоклассника — задача ответственная, так как именно на этот период приходится пик формирования сводов стопы. От состояния и здоровья стоп маленького школьника зависят его/её настроение, осанка, трудоспособность и даже формирование нормального прикуса.

Возраст 5-8 лет специалисты называют периодом «первого физиологического вытяжения», когда происходит почти полное окостенение костей переднего отдела предплюсны, увеличивается степень оссификации (окостенения) костей голени и коротких трубчатых костей стопы, а также пяточной и таранной костей. Именно в этот период расширяются и укрепляются функции стопы — опорная, амортизационная и балансировочная.

«Критерии хорошей и полезной обуви для детей младшего школьного возраста: широкий нос, формоустойчивый (но не жёсткий!) задник, гибкая подошва, небольшой каблучок, разумный запас размера (около 0,5 см) — обувь «на вырост» будет не только доставлять неудобство и отвлекать от учебного процесса, но и, возможно, приведёт к деформациям стоп или травмам», – делится рекомендациями Ольга Чижевская, исполнительный директор Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии».

В первом классе ребёнок испытывает совершенно новые для себя нагрузки, проводя за партой по 4-5 уроков в день, а затем делая домашние задания и выполняя внеклассные задания. С началом учебного года двигательная активность снижается в разы, поэтому, если ребёнок не посещает спортивные секции, не забывайте об активных играх и прогулках на свежем воздухе. Дети младших классов должны гулять не менее 2-3 часов в день.

«По мнению врачей-подиатров (специалистов по стопе), самая подходящая обувь для ребёнка — та, что выполняет функцию механической защиты от внешней среды, но при этом не мешает движению», — добавляет Ольга Чижевская, мама, вырастившая троих детей и трижды прошедшая через все тернии школьной жизни.

Известный российский эксперт в области детской подиатрии, детский ортопед и реабилитолог Кирилл Алексеевич Шлыков считает, что детская обувь должна в первую очередь помогать нашим детям быть здоровыми и счастливыми.

Опираясь на анатомию, физиологию, физику, логическое мышление, доказательную медицину и ГОСТы обуви, в том числе детской, доктор Шлыков простым и понятным языком расскажет о нюансах развития детской стопы, о правилах выбора обуви и ошибках, которые мы все нередко допускаем в контроле за здоровьем ребёнка.

Итак, всё, что Вы хотели знать о хорошей школьной обуви

Сменную обувь для школы как девочкам, так и мальчикам лучше брать с закрытой носовой частью.

«Закрытый носок защитит ногу от оттаптывания одноклассниками, но следите за тем, чтобы он не был слишком узким. Любое смещение большого пальца стопы внутрь приводит к формированию неправильной установки стопы и сопутствующему каскаду проблем с опорно-двигательным аппаратом», — предупреждает специалист.

Но особо пристальное внимание следует обратить на подошву и задник!

Нормальное функционирование стопы напрямую связано с биомеханикой этого сложного и важного «механизма» скелетно-мышечной системы. Научно доказано, что ходьба в обуви приводит к изменению биомеханики и походки у детей: увеличиваются длина шага и амплитуда подошвенного сгибания, происходит изменение всего механизма активации мышц, а также увеличивается мышечная активность.

«Такие изменения являются следствием механического воздействия деталей обуви. Так, излишне жёсткая ограничивает подвижность суставов стопы, а жёсткий неподатливый задник меняет амплитуду движения заднего отдела стопы, препятствуя естественной пронации и супинации при ходьбе», — поясняет Ольга Чижевская.

Среди одного из ключевых критериев выбора правильной школьной обуви специалисты выделяют её формоустойчивость. Это означает, что ботинки и туфли не стаптываются и не превращаются в бесформенное нечто после месяца носки. Речь не идет о жёсткой, якобы ортопедической, колодке. Высокий, фиксирующий голеностоп, жёсткий задник — наследие далекого советского прошлого. Никакой жёсткой ортопедической обуви «для профилактики» в гардеробе школьника быть не должно.

Современные врачи считают, что обувь (при отсутствии у ребёнка серьезных патологий) не должна блокировать естественное движение. Хорошая обувь удерживает стопу на месте, защищает её от ударов о рельеф, но не ограничивает её. При этом она сохраняет свою форму на протяжении всего периода носки.

А общие требования к конструкции школьной обуви могут быть сформулированы следующим образом:

  • обувь должна быть лёгкой и не затруднять передвижение ребёнка;
  • обувь не должна ограничивать подвижность стоп;
  • подошва должна сгибаться по линии плюснефаланговых суставов — так называемой линии переката;
  • «сменку», в которой ребёнку придётся проводить насколько часов, лучше выбирать из натуральных или современных воздухопроницаемых синтетических материалов, чтобы была естественная теплорегуляция и здоровый микроклимат для стоп;
  • подкладка должна быть по возможности бесшовной, что защитит от мозолей и натоптышей;
  • обувь должна надёжно (но не туго!) фиксироваться на стопе, для чего оптимальным вариантом будут модели на шнуровке или с застёжками-липучками;
  • небольшой устойчивый каблучок или перепад высоты между пяткой и носком от 1 до 3 см должны присутствовать (абсолютно плоская подошва, как, например, у балеток или кед, вызывает перегрузку опорно-двигательного аппарата).

Рекомендации по высоте каблука, подкреплённые цифрами:

малыши до 7-8 лет – до 1 см;

дети 9-10 лет – не более 2 см;

подростки от 11-18 лет: мальчики – не выше 3 см, девочки – не более 4 см.

Назад